Дьёрдь Лукач (в годы жизни в СССР — Георгий Осипович Лукач)
(1885–1971)
Научные степени: доктор философии в литературе (1909), защищался в Будапештском университете; доктор философских наук (1942), защищался в Институте философии АН СССР.
Научные интересы: социальная и политическая философия, марксистская философия, этика, эстетика, литературоведение.
Научные интересы: социальная и политическая философия, марксистская философия, этика, эстетика, литературоведение.
Биография автора
Д. Лукач родился 13 апреля 1885 г. в Будапеште, в состоятельной еврейской семье. После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвином Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левых и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, где проявил себя как переводчик и режиссёр, а в работах «Душа и формы» (1910) и «История развития современной драмы» (1911) - как литературный критик. С 1912 г. по 1918 г. жил в Гейдельберге, где испытал сильное влияние со стороны Г. Зиммеля и М. Вебера. Сверх того, ранние работы Лукача отмечены противоречивым влиянием экзистенциального трагизма в стиле Кьеркегора и Ницше, а также мессианства, внушенного поэзией Э. Ади и революционным синдикализмом Э. Сабо. Одновременно Лукач питал большой интерес к русской литературе и этике русских террористов, о чем свидетельствуют заметки к задуманной им в 1915 г., но так и не написанной книге о Достоевском, а также диалог «О нищете духа» (1912) и «Теория романа» (1916). Большое влияние оказала на Лукача и Октябрьская революция в России. В 1918 году под влиянием Бела Куна он вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году был заместителем, и. о. наркома просвещения Венгерской советской республики, комиссаром венгерской Красной армии. После падения республики эмигрировал в Вену, где участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии Венгрии. Одновременно Лукач глубоко изучал наследие Гегеля и Маркса, что нашло отражение в самом известном его труде - «История и классовое сознание» (1923). В ортодоксально-коммунистической печати эта книга была признана «ревизионистской», а для «западного марксизма» (прежде всего, Франкфуртской школы) она стала одним из самых авторитетных источников. В 1928 году Лукач был избран генеральным секретарём ЦК КПВ, но вскоре снят с этого поста Исполкомом Коминтерна за правый уклон. В 1929—1945 годах жил в Москве, с перерывом на 1931—1933 годы, когда находился в Германии. Летом 1941 года был подвергнут в Москве аресту и недолгому тюремному заключению. Сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик». В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «Исторический роман» (1937-1938), «Молодой Гегель» (1938, опубл. в 1948), «К истории реализма» (1939) и другие. В 1945 году Лукач возвратился в Венгрию, где в 1946-1958 гг. работал профессором Будапештского университета. Послевоенная сталинизация Венгрии обернулась для Лукача обвинениями в «правом ревизионизме» (1949-1950), хотя его крупная работа этого периода «Разрушение разума» (1954) написана в духе воинствующего материализма и бескомпромиссной защиты рационализма и гуманизма в философии. Во время Венгерского восстания 1956 года был министром культуры в правительстве Имре Надя, за что впоследствии был исключён из партии (в 1967 году восстановлен). После 1957 г. Лукач активно работает над системой эстетики. Первая попытка Лукач такого рода - «Гейдельбергская философия искусства (1912-1914)» (опубл. в 1974) - была прервана мировой войной; вторая - «Гейдельбергская эстетика (1916-1918)» (опубл. в 1974) – революцией и активной политической деятельностью. В 1963 г. выходит в свет четырехтомный труд Лукача «Своеобразие эстетического». Работа над системой марксистской эстетики привела Лукача к убеждению, что в ее основе лежит материалистическая онтология общественного бытия, к экспликации которой философ приступил в последние годы своей жизни. Этот замысел остался незавершенным, однако Лукач успел подготовить «Пролегомены» к своему исследованию, которые вместе с полным текстом рукописи были изданы в 1984 г. под названием «К онтологии общественного бытия». В своих поздних статьях и выступлениях Лукач противопоставляет буржуазной «манипулятивной демократии» советскую систему «демократического саморегулирования», не делая антикоммунистических выводов из критики сталинизма. Умер Лукач в Будапеште 4 июня 1971 г.
Основные публикации
• Душа и формы (1910)
• История развития современной драмы (1911)
• Теория романа (1920)
• История и классовое сознание (1923)
• Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
• «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937),
• Исторический роман (1937-1938)
• «Молодой Гегель» (1948)
• К истории реализма (1939)
• Гёте и его эпоха (1947)
• Экзистенциализм или марксизм (1951)
• Русский реализм в мировой литературе (1953)
• Разрушение разума (1954)
• Своеобразие эстетического (1963)
• К онтологии общественного бытия (1984)
• История развития современной драмы (1911)
• Теория романа (1920)
• История и классовое сознание (1923)
• Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
• «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937),
• Исторический роман (1937-1938)
• «Молодой Гегель» (1948)
• К истории реализма (1939)
• Гёте и его эпоха (1947)
• Экзистенциализм или марксизм (1951)
• Русский реализм в мировой литературе (1953)
• Разрушение разума (1954)
• Своеобразие эстетического (1963)
• К онтологии общественного бытия (1984)
О книгах автора
Книги автора
Купить
Цена в Издательстве: 500 руб