Вера Георгиевна
Белозерова

Доктор искусствоведения, профессор в РГГУ, Институте восточных культур и античности.
Область интересов – история китайского искусства, эстетика стран Дальнего Востока.
Автор 158 статей, 6 учебно-методических изданий, монографий: Традиционная китайская мебель М., 1980; «Китайский свиток» М., 1995; Искусство китайской каллиграфии М., 2007; Мебель и интерьеры Китая М., 2009.

Основные публикации

1. О социологических функциях мебели в традиционном китайском интерьере. (Тезисы). Общество и государство в Китае. М., 1978., Ч. II.
2. Образ китайского каллиграфа и его европейские аналоги. (Тезисы) Общество и государство в Китае. М., 1979, Ч. II.
3. Некоторые сведения о материале, конструктивных особенностях, основных формах и элементах декора традиционной китайской мебели.(Статья) Художественное наследие №15, М., 1979.
4. История музеев и реставрационного дела в КНР (Статья) Художественное наследие №6, М., 1980.
5. Традиционная китайская мебель.(Монография) М., 1980.
6. Символика оружия в «Дао-дэ цзине». (Статья) Дао и даосизм в Китае М., 1982.
7. Предварительное построение и обоснование понятия подлинности. (Статья) Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей. М., 1990.
8. Международный опыт деонтологии в реставрации. (Статья) Международные нормативные документы по реставрационной этике. М., 1990.
9. Путь самообразования и метод научного творчества Л. А. Лелекова. (Статья) ж. «Народы Азии и Африки» №3, 1990.
10. Поиск научных принципов реставрации древнерусской живописи в первые годы Советской власти /1928-1926 гг./. (Статья) РГБ, Информкультура, Экспресс-информация. Вып. 3-4, 1992.
11. Китайский свиток. (Монография) М., 1995.
12. О понятии «конечного результата в реставрации.(Тезисы) Современные принципы реставрации. М., 1995.
13. Анализ типологических моделей современных направлений в реставрации. (Статья) Художественное наследие №16. М.,1995.
14. Правила экспертизы произведений каллиграфии и живописи в Китае. (Статья) Экспертиза произведений изобразительного искусства. Материалы I научной конференции 31 мая – 2 июня 1995, Москва. ‑ М.: издание объединения МАГНУМ АРС, 1996. – С. 13‑17.
15. Роль копии и копирования в художественной традиции Китая.(Статья) Экспертиза и атрибуция произведений изо/искусства. Материалы II научной конференции. М., 1997.
16. Исторические изменения памятников и их эстетический статус в культурах Дальнего Востока. (Статья) // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы III научной конференции 25 ноября – 27 ноября 1997, Москва. ‑ М.: издание объединения МАГНУМ АРС, 1998. – C. 143‑146.
17. О понятиях подлинности и историчности памятников искусства. (Статья.) Материальная база сферы культуры. Вып. 3. М.,1998.
18. Проблема становления реставрации как новой научной дисциплины. (Статья.) Материальная база сферы культуры. Вып.3. М.., 1998.
19. О проекте «Кодекса этики реставрационной профессии РФ.(Тезисы) Материальная база сферы культуры. Вып.4. М., 1998.
20. Цивилизация древнего Китая. (Статья) История цивилизаций мира: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. ‑ М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1998. – С. 239‑266.
21. Цивилизация Древней Японии. (Статья.) История цивилизаций мира: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. ‑ М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1998. – С.267‑285.
22. Дисфункция худ. формы в китайской пропагандистской каллиграфии и лубке 60-х годов XX века.
(Тезисы доклада) Искусство XX века. Итоги столетия. Междунар. Конференция 1-4 декабря 1999. Гос. Эрмитаж. СПБ., 1999.
23. Наскальная каллиграфия мо-яй. (Тезисы) Общество и государство в Китае. М., 2001. С. 235‑242.
24. Методологические особенности изучения искусства стран Восточно-азиатского региона. (Статья) Искусствознание №1/01. М., 2001.
25. Сады Кореи и взаимодействия дальневосточных культур. (Статья) Искусствознание №1/01. М., 2001.
26. Свиток Инь фу цзин из каллиграфического наследия Дун Ци-чана // Общество и государство в Китае: Тез.докл. XXXII науч.конф. – М., 2002. – С. 328‑335.
27. Тушечница – атрибут мира китайского интеллектуала // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: Материалы докладов III Международной научной конференции в Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ). – отв.ред. О.П. Болотина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – С. 20–27.
28. Творчество Дэн Ши-жу: противостояние ортодоксов и реформаторов в китайской каллиграфии периода династии Цин // Общество и государство в Китае: Тез.докл. XXXIII науч.конф. – М., 2003. – С. 237–250.
29. Особенности развития каллиграфической традиции Китая // Новое видение культуры мира в XXI веке: Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей истории и культуры Дальнего востока Алексея Пантелеевича Деревянко и Ивана Григорьевича Стрюченко 26‑27 февраля 2003 г. Владивосток. – отв. ред. Г.В. Алексеева. ‑ Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. – С. 187‑191.
30. Китайская книга в камне // Библиотековедение. – 2004. ‑ № 4. – С. 66‑71.
31. Психологические аспекты творчества китайского каллиграфа и роль каллиграфии в развитии этнического самосознания и самопонимания // Мир психологии. – 2004. ‑ № 3. – С. 86-95.
32. Роль каллиграфической традиции по сохранению культурной преемственности Китая в период правления монгольской династии Юань (1279‑1368) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2004. ‑ №4. – С. 71‑83.
33. Каллиграфическая традиция как культурно-исторический феномен // Восток. – 2005. ‑ №1. – С. 30‑43.
34. Истоки каллиграфической традиции Китая в свете археологических открытий ХХ столетия // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. ‑ №1(21). – С. 70‑78.
35. Эстетические принципы каллиграфической традиции Китая // Философские науки. – 2005. ‑ №4. – 84‑99.
36. Чжан Лун-янь – «посол» китайской каллиграфии на Западе // Восток. – 2006. ‑ №4. – С. 63‑73.
37. Когда душа и ум исторгают сияние: пути китайской каллиграфии // Восточная коллекция. – 2006. ‑ №2. – С. 130‑147.
38. Великая китайская стена // Большая Российская энциклопедия. – Т. IV. ‑ М., 2006. ‑ C. 722.
39. Ван Вэй // Большая Российская энциклопедия. – Т. IV. ‑ М., 2006. ‑ C. 574.
Великая китайская стена. – Т. IV. ‑ М., 2006. ‑ C. 722
40. Гао Кэгун // Большая Российская энциклопедия. – Т. VI. ‑ М., 2006. ‑ C. 390-391.
41. Вэньжэньхуа // Большая Российская энциклопедия. – Т. VI. ‑ М., 2006. ‑ C. 192-193.
42. Гун-би // Большая Российская энциклопедия. – Т. VIII. ‑ М., 2007. ‑ C. 158.
43. Гу Кайчжи // Большая Российская энциклопедия. – Т. VIII. ‑ М., 2007. ‑ C. 141
44. Го Си // Большая Российская энциклопедия. – Т. VII. ‑ М., 2007. ‑ C. 506.
45. Гугун // Большая Российская энциклопедия. – Т. VIII. ‑ М., 2007. ‑ C. .
46. Дацзу // Большая Российская энциклопедия. – Т. VIII. ‑ М., 2007. ‑ C. 354.
47. Дуньхуан // Большая Российская энциклопедия. – Т. IX. ‑ М., 2007. ‑ C. 418.
48. Дун Юань // Большая Российская энциклопедия. – Т. IX. ‑ М., 2007. ‑ C. 419.
49. Искусство китайской каллиграфии (монография) М., 2007. – 40 а.л.
50. Каллиграфия. Большая Российская энциклопедия. – Т. XII. ‑ М., 2008. ‑ C. 528‑530.
51. Кан Хи Ан. – Т. XII. ‑ М., 2008. ‑ C. 757.
52. О светотени в традиционной китайской живописи // Визуальные стратегии в искусстве. М., 2008. С.7‑8.
53. Категория памяти в каллиграфической эстетики Китая // Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М., 2008. С. 249-262.
54. Китай. Архитектура и искусство. Большая Российская энциклопедия. – Т. XIV. ‑ М., 2009. – C. 150‑161.
55. Мебель и интерьеры Китая (монография). М.: МГО СП России, Московский музей мебели, 2009. – 133 с.
Учебно-методические работы:
1. Искусство стран Дальнего Востока. Программа курса. М.: РГГУ, 1998.
2. Китайская культура. Программа спецкурса. // Искусство Восточно-Азиатского региона. М.: РГГУ, 1999.
3. Китайская каллиграфия. Программа спецкурса. // Искусство Восточно-Азиатского региона. М.: РГГУ, 1999.
4. Художественная культура Кореи. Программа спецкурса. М.: РГГУ, 2000.
5. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. УМК. М.: РГГУ, 2008.
6. Искусство стран Дальнего Востока. УМК. М.: РГГУ, 2009.

Видео